Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
 

EVALI

Категории
Хаткевич Анастасия Анатольевна
  • 1 мин
  • 294

EVALI (E-cigarette or vaping product use associated lung injury) - поражение легких, связанное с использованием электронных сигарет или вейпинга. ⠀

Впервые описано в 2019 г. По состоянию на 2020 г. CDC сообщает о более чем 2800 случаях EVALI, среди которых 68 смертей. Почти 80% моложе 35 лет, а самому молодому пациенту 13 лет. ⠀

Патогенез неизвестен. Есть основания предполагать, что в развитии EVALI фигурируют несколько механизмов повреждения. ⠀

Причина может быть связана с составом жидкостей. В составе обнаруживался тетрагидроканнабинол (ТГК), ацетат витамина Е, никотин, каннабиноидные и другие масла (растительные, триглицериды, нефтяные дистилляты, терпены). Некоторые пациенты сообщали об использовании нелицензированных, самодельных устройств, а также о добавлении самодельных жидкостей в ранее использованные картриджи или капсулы. Также не исключено, что в процессе смешивания и нагревания компонентов может происходить образование новых токсичных веществ. ⠀

Симптомы:

🔸Респираторные: одышка, кашель, боль в груди, кровохарканье

🔸Общие: температура, озноб

🔸Со стороны ЖКТ: тошнота, рвота, диарея, боль в животе. Состояние часто прогрессирует до развития дыхательной недостаточности. ⠀

Важно исключение внебольничной пневмонии (ВП) и других причин прогрессирующей дыхательной недостаточности, для чего могут потребоваться дополнительные анализы и исследования. ⠀

Лечение EVALI на данный момент неизвестно.

Для пациентов с EVALI использовались:

🔹эмпирическая антибиотикотерапия - для воздействия на вероятных возбудителей ВП до получения результатов исследований

🔹системные глюкокортикоиды - их эффективность не изучена, рутинное назначение не рекомендовано. Возможно использование при прогрессирующем ухудшении симптомов и гипоксемии.

🔹95% пациентов с EVALI нуждались в госпитализации и кислородной поддержке. ⠀

Прогноз варьируется: от полного изличения до прогрессирования процесса вплоть до летального исхода. Сообщения о слуаях среди подростков предполагают остаточную легочную дифункцию, диффузные нарушени в теение пары месяцев после выпики. Неизвествно, сохраняются ли изменения в долгосрочной перспективе.